Пятница
24.09.2021
20:17
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 

Саамский фонд

Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
Процесс урбанизации коренного населения Кольского полуострова – саами в ХХ веке »
Меню сайта

Погода в регионе

Новости дня

Информационный центр "Финноугория"


ТВ-21


b-port.com


Murman.ru



Хибины.ru


Поиск

Процесс урбанизации коренного населения Кольского полуострова – саами в ХХ веке


Российское государство в ХХ веке пережило жесточайший процесс трансформации из Росси крестьянской в Россию индустриальную. Большая часть населения страны из деревни через «стройки народного хозяйства» переехала в город. Вследствие этого, в духовно – этническом плане произошёл отрыв, размывание и смешение национально-патриархальных устоев жизни, в религиозном – ослабление, а то и потерю нравственности. Город почти «отменил» общинный принцип сосуществования русского человека «жить на людях», т. е. по совести. Вчерашний сельский житель в городе «потерял» социальное лицо, растратил ответственность за свою и за другую жизнь перед обществом, да и перед государством. Жители Кольского полуострова в этом сложном социально-политическом процессе не стали исключением. Особенностью урбанизации Кольского Заполярья является то, что она, по сути, полностью «привозная» из других краёв, областей и национальных республик бывшего СССР. И как ни на каких других северных территориях страны «перепахала» быт и устои аборигенов края – саамов, почти полностью отлучив их от исконного образа жизни.

Ровно 101 год назад по решению царского правительства в 1899 году на Кольском полуострове было начато строительство первой военно-морской базы на Севере – Александровска, ныне – Полярного. В связи с этим население в Мурманском крае стало резко, расти.

На начало ХХ века в Мурманском крае проживало уже порядка 10300 человек, в том числе 1720 саамов. Более активное и массовое заселение Кольского Севера в основном русскими началось с 1914 года, в связи со строительством железной дороги и основанием 4 октября 1916 года города Романов-на-Мурмане, созданием военно-морской базы в Йоканьге.

Рост населения в Мурманской области продолжался, все годы советской власти и увеличивался каждые десять лет в геометрической прогрессии. Максимального уровня гражданское население достигло в 1989 году и составило 1164600 человек.

Такой невиданный миграционный прирост населения был обусловлен развитием, практически с нуля, рыболовного флота и фабричной рыбопереработки, горнопромышленного комплекса, гидроэнергетики, железнодорожной транспортной сети, автодорог, объектов сельского хозяйства, градостроительства, созданием Северного военно-морского флота и его береговой базы, дислокацией воинских частей различного назначения.

В Мурманском крае в ХХ веке выросло, включая и старинный город-крепость Колу, 11 городов, 20 посёлков городского типа, более 100 других населённых пунктов.

Прежде чем рассмотреть более подробно процесс урбанизации Кольских саамов в ХХ веке, коротко обратимся к истории саамских «потерь» Отечества в первой и последней четверти ХIХ века.

В 1825 году русская земля, расположенная между Печенгой и южным берегом Варангер фиорда, объявленная тогдашним министром иностранных дел России графом Нессельроде как «ненужная», отошла незаконно к Норвегии. Фасад империи стал короче на 60 км.

Вместе с переданной землёй в Норвегию отошли и саамы Нявдемского погоста. В то время саамы России поняли, что их жизни, семьи, оленьи стада, имущество принадлежат им условно, так как никто их не спросил, хотели ли они переселяться в другую страну.

В 1887 году с Большеземельской тундры, из бассейна реки Печоры и её притока Ижмы, на Кольскую землю переселились семьи коми-ижемцев со стадами оленей. Миграция ижемских оленеводов коми и ненцев продолжалась около полувека. Уже в первые 10 лет они расселились почти по всем саамским погостам Мурманского края. Опять же у саамов особо никто не спрашивал разрешения на такую акцию.

На смену ХIХ веку пришёл ХХ век. У всех народов многонациональной России, в том числе и у коренных жителей Кольского полуострова – саамов, начался период жестокого столетнего выживания. Чтобы понять всю глубину этнических, психологических, морально-этических потрясений и деформаций в жизни саамского человека, объяснить и показать болезненный процесс урбанизации народа, необходимо рассмотреть хронологию исторических событий страны в целом и Кольской земли в частности на протяжении уходящего столетия. Итак, хронология событий ХХ века, повлиявшего на ход истории Мурманского края и судьбу его коренного народа – саами:

- 1904-1905 гг. - Русско-Японская война. Предательская сдача японцам Порт-Артура генералом Стесселем, гибель боевых кораблей русских эскадр на рейде Порт-Артура и в Цусимском проливе болью отозвались в сердце каждого гражданина России. Государственных мужей это событие заставило посмотреть вновь на Север, задуматься о строительстве на Мурман железной дроги и о проходе судов Северным морским путём.

- 1905-1907 гг. - Первая русская буржуазно-демократическая революция, разделение общества на антогонические классы и сословия. Известия о ней докатились и до далёких саамских погостов.

- 1914-1918 гг. - Первая мировая война. Военное ведомство мобилизовало для перевозки военных грузов от Мурманска до Кандалакши около тысячи человек взрослого населения тундры – саамов, коми-ижемцев, ненцев, поморов и более шести тысяч ездовых оленей. Около тысячи оленей пало от непомерного труда. Аборигены края поняли, что движется неведомое доселе, новое суровое неведомое время.

- 1917 г. - Февральская и Октябрьская революции. Развернувшие общество и государство к социализации и к новым испытаниям. Началось становление советской власти на Мурмане.

- 1918-1920 гг. - иностранная военная интервенция принесла разруху, разбой, голод. За годы интервенции от рук англо-франко-американских солдат погибло на русском Севере 111720 человек наших соотечественников. В их числе были и саамы. Вывезено за рубеж материальных и духовных ценностей разбойным путём 920 млн. золотых рублей.

- 1920 г. - восстановление Советской власти на Мурмане. С ничего начато воссоздание промышленности, энергетики, транспорта.

- 1928-1932 гг. – коллективизация шла под лозунгом «Кто за колхоз – за Советскую власть, а кто вне колхоза – её враг». Национально-имущественные противоречия были столь велики по накалу, что дважды ЦК ВКП(б) в июне и в сентябре 1932 года рассматривал этот вопрос и принимал постановления «О неправильном решении Мурманского окружкома по обобществлению оленей» и «Об отсутствии руководства, контроля и о грубейших извращениях политики партии на Крайнем Севере». В декабре того же года Ленинградский обком ВКП(б) (в то время Мурманский округ входил административно в Ленинградскую область), был вынужден рассмотреть вопрос и принять решение «О коллективизации и развитии оленеводческого хозяйства Мурманского округа». Эхо насильственной коллективизации слышно даже и в наши дни.

- 1937-1938 гг. – политические репрессии. Мурманский учёный-историк, краевед С.Н.Дащинский в своих трудах по этому поводу писал: «… в кабинетах Кольского районного и Мурманского окружного отдела НКВД родилась идея раскрыть разветвлённую организацию. Заранее придумали для неё заковыристое название «Саамская националистическая повстанческая диверсионно-вредительская организация». Определили цели подпольной пятой колонны – создание независимого саамского государства (это из 1600 человек!). Вспомнили. Что ещё в 1920 году ходоки из саамского села Ловозеро обратились Мурманскому Совету с просьбой образовать Советскую саамскую республику, и Совет поддержал их, приняв резолюцию: «Дружно крикнем во имя мировой революции – да здравствует Советская Лопарская Республика!». На слово «советская» внимания не обратили, кто теперь дословно произведёт ту резолюцию, а вот на всё остальное…».

За годы репрессий были арестованы: 73 саама (37 расстреляны); 33 коми (18 расстреляны). Ненцев было арестовано 5 человек, и к счастью, никто из них расстрелян не был (основная их часть не умела писать). Зародили репрессии в коренном народе страх и раболепие перед властью, а порой – и просто перед человеком из центра или в фуражке.

В связи с колхозным строительством и изменениями в административно-территориальном устройстве Мурманского округа, начиная с 1931 и по 1938 годы, саамы Йоканьгского зимнего, Каменского, Семиостровского, Мотовского, Кильдинского, Екостровского, Лумбовского зимнего и Бабенского погостов, с обжитых веками мест, были вынуждены переселиться на новые места жительства. До сих пор даже у потомков во втором и в третьем поколениях первых переселенцев раны памяти не заживают.

- 1939-1940 гг. -  Советско-финляндская 104-дневная война. После подписания Советско-финляндского мирного договора 12 марта 1940 года территория, простёртая к востоку от Печенги, отошла вновь к России (СССР). В этот период состоялось принудительное переселение нескольких сотен саамских семей из района самой Печенги и северо-западной приморской части Мурманской области. Из селений Москва и Пышка за пределы области на своих оленях было отправлено в ссылку 23 семьи финских саамов (71 человек: 23 мужчины, 23 женщины и 25 детей). Об их судьбе и поныне ничего не известно.

- 1940 г. – с 25 по 30 июня по решению Правительства СССР из г.Мурманска и области принудительно было переселено в Карело-Финскую ССР и Алтайский край 3215 семей – 8617 человек – инонациональностей (финнов, норвежцев, шведов, латышей, литовцев, немцев, поляков, греков, китайцев, корейцев). Акция была возложена на НКВД СССР. Ответственный-Берия Л.П.

- 1941-1945 гг. - Великая отечественная война. Мурманский обком ВКП(б) в ноябре 1941 года принял решение о формировании на Кольском полуострове оленетранспортных подразделений. В боевые части 14-й и 19-й армий, 12-ю и 63-ю морские бригады, 126-й стрелковый корпус, 100-й погранотряд, партизанам и защитникам полуострова Рыбачий за годы войны было направлено около 800 погонщиков-оленеводов и более 17 тыс. ездовых оленей с нартами.

По этому поводу профессор истории Мурманского пединститута, краевед А.А.Киселёв пишет: "Саамы-оленеводы в силу своего опыта, знаний местных условий составили ядро оленетранспортных подразделений. За годы войны в Заполярье они вывезли с линии фронта 10142 раненых и больных, доставили для выполнения боевых заданий 7985 военнослужащих, перевезли 17082 тонны боеприпасов и военных грузов.

За годы боевых действий на Кольском Севере оленье стадо в области сократилось с 70,3 тыс. голов до 42,9 тыс. голов, т.е. на 40 %. Жителям тундры предстояла большая работа по восстановлению хозяйств и оленьего поголовья. Несмотря на большие безвозвратные и горькие потери, лишения, тяжёлый труд, общая беда сплотила и породнила людей тундры – саамов, коми, ненцев и русских.

В центре села Ловозеро 174 солдатам, не вернувшимся с войны, установлен памятный знак с надписью: "В честь Ловозерцев, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.” Вечная им слава!

В годы войны и временной оккупации фашисткой Германией западной части Мурманской области были уничтожены саамские погосты Пазрецкий, Сонгельский, населённые пункты – становища: Рестикент, Титовка, Западная Лица, Озерко, а проживающие там ранее саамы ушли в другие районы Кольского полуострова.

За предвоенные  и военные годы Советской власти пришлось перебраться со всем домашним скарбом или тем, что могли и успевали взять с собой и оленьими стадами саамам 14 погостов и более десятка других обжитых мест.

- 1950-1970 гг. -  В связи с укрупнением колхозов и преобразованием их в совхозы, строительством новых и расширением уже существующих военно-морских баз и воинских частей, созданием Серебрянской и Териберской ГЭС пришлось перебраться на новые места  саамам Вороненского, Чудзьяврского, Масельгского, Варзинского, Йоканьгского и Лумбовского летних погостов. Саамы артелей "Юркино” и "Восмус” из одноимённых погостов, в связи со строительством Мурмашинской ГЭС и затоплением поймы реки Туломы переехали в село Тулома. В 60-е годы разъехались по области саамы древнейшего Пулозерского погоста.

Великое переселение Кольских саамов в ХХ веке завершилось тем, что только аборигенам сёл Ловозеро и Сосновка не пришлось покидать своего обжитого веками родного очага. В целом же  около 85 % саамов Кольского полуострова, из более чем 40 погостов, становищ, деревень, сёл были вынуждены пережить переезд (а некоторые и не однажды) и отрыв от родовых корней своих предков, промысловых угодий и культово-обрядовых мест. У саамов впервые в многотысячелетней истории их народа оборвалась пуповина памяти, кровно связывающая каждого из них с глубоким прошлым национальной духовности и нравственности. Переселившиеся саамы уже навсегда стали сиротами своей земли.

- 1992 г. -  оленеводческие совхозы "Тундра” и "Память Ленина” Ловозерского района преобразованы волею их трудовых коллективов в кооперативные (частные) предприятия. Ныне это СХПК "Тундра” и СХПК "Оленевод”.

Перерождение саамского человека, ставшего при социализме «общественником», в «частника» происходит ещё болезненней, чем в годы коллективизации, когда он был вынужден стать из «частника» - «общественником».

В силу установившихся в период «реформ» более жёстких экономических отношений в оленеводстве саамы, ненцы, коми-ижемцы большей частью отчуждаются от исконного своего ремесла, по сути – самого образа жизни. Фактом этого является продажа, а порой и просто пропивание фамильных ушных клейм оленей, которые столетиями были главным достоянием семей и родов аборигенов Севера. Сегодня от общей их численности занято в оленеводстве не более 10 %. Разрыв устойчивых связей, прямой и обратной, в этом виде деятельности аборигена ведет к утрате самой отрасли, а главное – потере философии оленного человека – жителя тундры.

Рецидивы такого процесса, наблюдаемые особенно в последние 10 лет: пьянство, безбрачие, потеря интереса к жизни, а порой и суициды.

Отход от родовых форм жизни в период коллективизации, стремление получить достойное образование и место в жизни, переселение их тундровых погостов в более комфортные условия цивилизации, утрата традиционного образа существования привели уже в начале 40-х годов к смешанным бракам, нарушению приоритета саамских национальных устоев и традиций.

К последнему году уходящего века примерно 80 % саамов в возрасте до 50 лет рождены в смешанных межнациональных браках. За последние годы  и то только в селе Ловозеро образовалось всего несколько саамских семей, в них родилось не более 10 детей. Многие дети аборигенов в наши дни рождены вообще вне брака и семьи.

Утратив родной погост и чистоту крови, саам стал просто жителем Мурманской области и гражданином мира. Тому подтверждением является выезд 9 семей (29 человек), считающих себя саамскими (один из супругов по национальности саам), за пределы области из закрытого территориального образования г.Островной по Федеральной программе переселения из районов Севера. Этот факт говорит о том, что чувство родной земли выезжающие саамы утратили почти полностью.

По состоянию на 01.01.2000 года в Мурманской области проживают 2016 человек представителей коренных малочисленных народов Севера, в их числе – 1889 человек – саами, 123 человека – ненцы, 3 человека – эвенки и 1 манси.

В сельской местности проживают – 1226 человек и городской – 790 человек, в том числе по районам проживания:

-         в Ловозерском – 971и 90 человек;

-         в Кольском – 122 и 159 человек;

-         в Ковдорском – 133 и 34 человека.

В других городах и посёлках городского типа области проживают 507 человек – представителей коренных малочисленных народов Севера.

В последние годы процесс урбанизации Кольских саамов поделил их сообщество, образно выражаясь, на – городских и сельских, т. е. по приоритетам интересов. В 1998 году в селе Ловозеро – саамской столице создана общественная организация саамов Мурманской области, которая в своих рядах насчитывает 7 отделений  и 453 члена организации. Более городской, стала Мурманская областная общественная организация «Ассоциация Кольских Саамов», включающая в себя 15 отделений 653 члена организации. На исходе ХХ века урбанизированное сообщество Кольских саамов в силу различных причин разобщено. Лидеры саамов находятся между собой в непримиримых отношениях. Общественные молодёжные и другие саамские организации по интересам оживают только тогда, когда по просьбе и за деньги зарубежного «дяди» нужно, что-то спеть, сплясать или же, что худого сказать о своей Родине. Нужно понимать, что это всего лишь на всего беда саамов.

А между тем, саамским языком, его исследованием и развитием никто из саамов сегодня по-настоящему не занимается. Вопросы семьи, материнства, детства, школьного образования, студенчества, возрождения подлинной народной культуры саамов остаются вне интересов и заботы национальной интеллигенции и общественных руководителей. В целом же, на наш взгляд, развитие саамского этноса приостановилось.

Всё это сказано не для хулы древнейшего народа земли – саами, а что бы в каждом из них зародить огонёк самоидентификации, самовыражения, поднимающий саамский этнос к вершинам его природного и божественного самосознания и предназначения, его сияния в соцветии культур и цивилизаций Мира. Саамский народ этого достоин.

Возникает непраздный вопрос. Что необходимо предпринять, чтобы поднять саамский народ «с колен». На наш взгляд, саамам самим нужно продумать концепцию своего развития, разработать и принять программу «Возрождение Кольских саамов в ХХI веке», чётко и последовательно выполнять её. Задача государства помочь саамам. По большому счёту, ещё ничего не потеряно.

 

август 1999 г.


В оглавление


Саамский фонд в...
Саамский фонд во Всероссийском Реестре социально ответственных предприятий и организаций!!!

Реклама

Форма входа

Гранты, конкурсы

Календарь
«  Сентябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Праздники

Airbnb

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Архив записей

    ...с прояснениями

    Статистика

    География наших посетителей:
    Эффективная раскрутка сайта

    Раскрути свой сайт!
    Реклама
    смесители hansgrohe

    Внимание! Все материалы размещены исключительно с целью ознакомления посетителей данного сайта. Размещение данных материалов на сайте не преследует агитационных, экстремистских, идеологических, политических, религиозных, экономических, психологических, психических, нейролингвистикопрограммических или иных других целей. Администратор сайта может быть категорически не согласен с позицией авторов - смотрите комментарии к материалам. Материалы берутся из открытых для общего использования информационных источников. При перепечатке материалов следует указывать оригинальные источники информации, ссылка на сайт Саамский фонд обязательна только для авторских материалов.
    Все документы перед добавлением на сайт были проверенны антивирусом, однако, ВО ИЗБЕЖАНИЕ НЕДОРАЗУМЕНИЙ, рекомендуем перед скачиванием, проверить их собственным антивирусом.
    Администратор сайта не несет ответственности за порчу вашей операционной системы вирусами из Интернета.
    Администратор сайта не несет ответственности за использование кем-либо данных материалов для чего-либо.
    Саамский фонд © 2009-2021