Процесс урбанизации коренного населения Кольского полуострова – саами в ХХ веке
Российское государство в ХХ веке пережило жесточайший процесс трансформации из Росси крестьянской в Россию индустриальную. Большая часть населения страны из деревни через «стройки народного хозяйства» переехала в город. Вследствие этого, в духовно – этническом плане произошёл отрыв, размывание и смешение национально-патриархальных устоев жизни, в религиозном – ослабление, а то и потерю нравственности. Город почти «отменил» общинный принцип сосуществования русского человека «жить на людях», т. е. по совести. Вчерашний сельский житель в городе «потерял» социальное лицо, растратил ответственность за свою и за другую жизнь перед обществом, да и перед государством. Жители Кольского полуострова в этом сложном социально-политическом процессе не стали исключением. Особенностью урбанизации Кольского Заполярья является то, что она, по сути, полностью «привозная» из других краёв, областей и национальных республик бывшего СССР. И как ни на каких других северных территориях страны «перепахала» быт и устои аборигенов края – саамов, почти полностью отлучив их от исконного образа жизни.
Ровно 101 год назад по решению царского правительства в 1899 году на Кольском полуострове было начато строительство первой военно-морской базы на Севере – Александровска, ныне – Полярного. В связи с этим население в Мурманском крае стало резко, расти.
На начало ХХ века в Мурманском крае проживало уже порядка 10300 человек, в том числе 1720 саамов. Более активное и массовое заселение Кольского Севера в основном русскими началось с 1914 года, в связи со строительством железной дороги и основанием 4 октября 1916 года города Романов-на-Мурмане, созданием военно-морской базы в Йоканьге.
Рост населения в Мурманской области продолжался, все годы советской власти и увеличивался каждые десять лет в геометрической прогрессии. Максимального уровня гражданское население достигло в 1989 году и составило 1164600 человек.
Такой невиданный миграционный прирост населения был обусловлен развитием, практически с нуля, рыболовного флота и фабричной рыбопереработки, горнопромышленного комплекса, гидроэнергетики, железнодорожной транспортной сети, автодорог, объектов сельского хозяйства, градостроительства, созданием Северного военно-морского флота и его береговой базы, дислокацией воинских частей различного назначения.
В Мурманском крае в ХХ веке выросло, включая и старинный город-крепость Колу, 11 городов, 20 посёлков городского типа, более 100 других населённых пунктов.
Прежде чем рассмотреть более подробно процесс урбанизации Кольских саамов в ХХ веке, коротко обратимся к истории саамских «потерь» Отечества в первой и последней четверти ХIХ века.
В 1825 году русская земля, расположенная между Печенгой и южным берегом Варангер фиорда, объявленная тогдашним министром иностранных дел России графом Нессельроде как «ненужная», отошла незаконно к Норвегии. Фасад империи стал короче на 60 км.
Вместе с переданной землёй в Норвегию отошли и саамы Нявдемского погоста. В то время саамы России поняли, что их жизни, семьи, оленьи стада, имущество принадлежат им условно, так как никто их не спросил, хотели ли они переселяться в другую страну.
В 1887 году с Большеземельской тундры, из бассейна реки Печоры и её притока Ижмы, на Кольскую землю переселились семьи коми-ижемцев со стадами оленей. Миграция ижемских оленеводов коми и ненцев продолжалась около полувека. Уже в первые 10 лет они расселились почти по всем саамским погостам Мурманского края. Опять же у саамов особо никто не спрашивал разрешения на такую акцию.
На смену ХIХ веку пришёл ХХ век. У всех народов многонациональной России, в том числе и у коренных жителей Кольского полуострова – саамов, начался период жестокого столетнего выживания. Чтобы понять всю глубину этнических, психологических, морально-этических потрясений и деформаций в жизни саамского человека, объяснить и показать болезненный процесс урбанизации народа, необходимо рассмотреть хронологию исторических событий страны в целом и Кольской земли в частности на протяжении уходящего столетия. Итак, хронология событий ХХ века, повлиявшего на ход истории Мурманского края и судьбу его коренного народа – саами:
- 1904-1905 гг. - Русско-Японская война. Предательская сдача японцам Порт-Артура генералом Стесселем, гибель боевых кораблей русских эскадр на рейде Порт-Артура и в Цусимском проливе болью отозвались в сердце каждого гражданина России. Государственных мужей это событие заставило посмотреть вновь на Север, задуматься о строительстве на Мурман железной дроги и о проходе судов Северным морским путём.
- 1905-1907 гг. - Первая русская буржуазно-демократическая революция, разделение общества на антогонические классы и сословия. Известия о ней докатились и до далёких саамских погостов.
- 1914-1918 гг. - Первая мировая война. Военное ведомство мобилизовало для перевозки военных грузов от Мурманска до Кандалакши около тысячи человек взрослого населения тундры – саамов, коми-ижемцев, ненцев, поморов и более шести тысяч ездовых оленей. Около тысячи оленей пало от непомерного труда. Аборигены края поняли, что движется неведомое доселе, новое суровое неведомое время.
- 1917 г. - Февральская и Октябрьская революции. Развернувшие общество и государство к социализации и к новым испытаниям. Началось становление советской власти на Мурмане.
- 1918-1920 гг. - иностранная военная интервенция принесла разруху, разбой, голод. За годы интервенции от рук англо-франко-американских солдат погибло на русском Севере 111720 человек наших соотечественников. В их числе были и саамы. Вывезено за рубеж материальных и духовных ценностей разбойным путём 920 млн. золотых рублей.
- 1920 г. - восстановление Советской власти на Мурмане. С ничего начато воссоздание промышленности, энергетики, транспорта.
- 1928-1932 гг. – коллективизация шла под лозунгом «Кто за колхоз – за Советскую власть, а кто вне колхоза – её враг». Национально-имущественные противоречия были столь велики по накалу, что дважды ЦК ВКП(б) в июне и в сентябре 1932 года рассматривал этот вопрос и принимал постановления «О неправильном решении Мурманского окружкома по обобществлению оленей» и «Об отсутствии руководства, контроля и о грубейших извращениях политики партии на Крайнем Севере». В декабре того же года Ленинградский обком ВКП(б) (в то время Мурманский округ входил административно в Ленинградскую область), был вынужден рассмотреть вопрос и принять решение «О коллективизации и развитии оленеводческого хозяйства Мурманского округа». Эхо насильственной коллективизации слышно даже и в наши дни.
- 1937-1938 гг. – политические репрессии. Мурманский учёный-историк, краевед С.Н.Дащинский в своих трудах по этому поводу писал: «… в кабинетах Кольского районного и Мурманского окружного отдела НКВД родилась идея раскрыть разветвлённую организацию. Заранее придумали для неё заковыристое название «Саамская националистическая повстанческая диверсионно-вредительская организация». Определили цели подпольной пятой колонны – создание независимого саамского государства (это из 1600 человек!). Вспомнили. Что ещё в 1920 году ходоки из саамского села Ловозеро обратились Мурманскому Совету с просьбой образовать Советскую саамскую республику, и Совет поддержал их, приняв резолюцию: «Дружно крикнем во имя мировой революции – да здравствует Советская Лопарская Республика!». На слово «советская» внимания не обратили, кто теперь дословно произведёт ту резолюцию, а вот на всё остальное…».
За годы репрессий были арестованы: 73 саама (37 расстреляны); 33 коми (18 расстреляны). Ненцев было арестовано 5 человек, и к счастью, никто из них расстрелян не был (основная их часть не умела писать). Зародили репрессии в коренном народе страх и раболепие перед властью, а порой – и просто перед человеком из центра или в фуражке.
В связи с колхозным строительством и изменениями в административно-территориальном устройстве Мурманского округа, начиная с 1931 и по 1938 годы, саамы Йоканьгского зимнего, Каменского, Семиостровского, Мотовского, Кильдинского, Екостровского, Лумбовского зимнего и Бабенского погостов, с обжитых веками мест, были вынуждены переселиться на новые места жительства. До сих пор даже у потомков во втором и в третьем поколениях первых переселенцев раны памяти не заживают.
- 1939-1940 гг. - Советско-финляндская 104-дневная война. После подписания Советско-финляндского мирного договора 12 марта 1940 года территория, простёртая к востоку от Печенги, отошла вновь к России (СССР). В этот период состоялось принудительное переселение нескольких сотен саамских семей из района самой Печенги и северо-западной приморской части Мурманской области. Из селений Москва и Пышка за пределы области на своих оленях было отправлено в ссылку 23 семьи финских саамов (71 человек: 23 мужчины, 23 женщины и 25 детей). Об их судьбе и поныне ничего не известно.
- 1940 г. – с 25 по 30 июня по решению Правительства СССР из г.Мурманска и области принудительно было переселено в Карело-Финскую ССР и Алтайский край 3215 семей – 8617 человек – инонациональностей (финнов, норвежцев, шведов, латышей, литовцев, немцев, поляков, греков, китайцев, корейцев). Акция была возложена на НКВД СССР. Ответственный-Берия Л.П.
- 1941-1945 гг. - Великая отечественная война. Мурманский обком ВКП(б) в ноябре 1941 года принял решение о формировании на Кольском полуострове оленетранспортных подразделений. В боевые части 14-й и 19-й армий, 12-ю и 63-ю морские бригады, 126-й стрелковый корпус, 100-й погранотряд, партизанам и защитникам полуострова Рыбачий за годы войны было направлено около 800 погонщиков-оленеводов и более 17 тыс. ездовых оленей с нартами.
По этому поводу профессор истории Мурманского пединститута, краевед А.А.Киселёв пишет: "Саамы-оленеводы в силу своего опыта, знаний местных условий составили ядро оленетранспортных подразделений. За годы войны в Заполярье они вывезли с линии фронта 10142 раненых и больных, доставили для выполнения боевых заданий 7985 военнослужащих, перевезли 17082 тонны боеприпасов и военных грузов.
За годы боевых действий на Кольском Севере оленье стадо в области сократилось с 70,3 тыс. голов до 42,9 тыс. голов, т.е. на 40 %. Жителям тундры предстояла большая работа по восстановлению хозяйств и оленьего поголовья. Несмотря на большие безвозвратные и горькие потери, лишения, тяжёлый труд, общая беда сплотила и породнила людей тундры – саамов, коми, ненцев и русских.
В центре села Ловозеро 174 солдатам, не вернувшимся с войны, установлен памятный знак с надписью: "В честь Ловозерцев, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.” Вечная им слава!
В годы войны и временной оккупации фашисткой Германией западной части Мурманской области были уничтожены саамские погосты Пазрецкий, Сонгельский, населённые пункты – становища: Рестикент, Титовка, Западная Лица, Озерко, а проживающие там ранее саамы ушли в другие районы Кольского полуострова.
За предвоенные и военные годы Советской власти пришлось перебраться со всем домашним скарбом или тем, что могли и успевали взять с собой и оленьими стадами саамам 14 погостов и более десятка других обжитых мест.
- 1950-1970 гг. - В связи с укрупнением колхозов и преобразованием их в совхозы, строительством новых и расширением уже существующих военно-морских баз и воинских частей, созданием Серебрянской и Териберской ГЭС пришлось перебраться на новые места саамам Вороненского, Чудзьяврского, Масельгского, Варзинского, Йоканьгского и Лумбовского летних погостов. Саамы артелей "Юркино” и "Восмус” из одноимённых погостов, в связи со строительством Мурмашинской ГЭС и затоплением поймы реки Туломы переехали в село Тулома. В 60-е годы разъехались по области саамы древнейшего Пулозерского погоста.
Великое переселение Кольских саамов в ХХ веке завершилось тем, что только аборигенам сёл Ловозеро и Сосновка не пришлось покидать своего обжитого веками родного очага. В целом же около 85 % саамов Кольского полуострова, из более чем 40 погостов, становищ, деревень, сёл были вынуждены пережить переезд (а некоторые и не однажды) и отрыв от родовых корней своих предков, промысловых угодий и культово-обрядовых мест. У саамов впервые в многотысячелетней истории их народа оборвалась пуповина памяти, кровно связывающая каждого из них с глубоким прошлым национальной духовности и нравственности. Переселившиеся саамы уже навсегда стали сиротами своей земли.
- 1992 г. - оленеводческие совхозы "Тундра” и "Память Ленина” Ловозерского района преобразованы волею их трудовых коллективов в кооперативные (частные) предприятия. Ныне это СХПК "Тундра” и СХПК "Оленевод”.
Перерождение саамского человека, ставшего при социализме «общественником», в «частника» происходит ещё болезненней, чем в годы коллективизации, когда он был вынужден стать из «частника» - «общественником».
В силу установившихся в период «реформ» более жёстких экономических отношений в оленеводстве саамы, ненцы, коми-ижемцы большей частью отчуждаются от исконного своего ремесла, по сути – самого образа жизни. Фактом этого является продажа, а порой и просто пропивание фамильных ушных клейм оленей, которые столетиями были главным достоянием семей и родов аборигенов Севера. Сегодня от общей их численности занято в оленеводстве не более 10 %. Разрыв устойчивых связей, прямой и обратной, в этом виде деятельности аборигена ведет к утрате самой отрасли, а главное – потере философии оленного человека – жителя тундры.
Рецидивы такого процесса, наблюдаемые особенно в последние 10 лет: пьянство, безбрачие, потеря интереса к жизни, а порой и суициды.
Отход от родовых форм жизни в период коллективизации, стремление получить достойное образование и место в жизни, переселение их тундровых погостов в более комфортные условия цивилизации, утрата традиционного образа существования привели уже в начале 40-х годов к смешанным бракам, нарушению приоритета саамских национальных устоев и традиций.
К последнему году уходящего века примерно 80 % саамов в возрасте до 50 лет рождены в смешанных межнациональных браках. За последние годы и то только в селе Ловозеро образовалось всего несколько саамских семей, в них родилось не более 10 детей. Многие дети аборигенов в наши дни рождены вообще вне брака и семьи.
Утратив родной погост и чистоту крови, саам стал просто жителем Мурманской области и гражданином мира. Тому подтверждением является выезд 9 семей (29 человек), считающих себя саамскими (один из супругов по национальности саам), за пределы области из закрытого территориального образования г.Островной по Федеральной программе переселения из районов Севера. Этот факт говорит о том, что чувство родной земли выезжающие саамы утратили почти полностью.
По состоянию на 01.01.2000 года в Мурманской области проживают 2016 человек представителей коренных малочисленных народов Севера, в их числе – 1889 человек – саами, 123 человека – ненцы, 3 человека – эвенки и 1 манси.
В сельской местности проживают – 1226 человек и городской – 790 человек, в том числе по районам проживания:
- в Ловозерском – 971и 90 человек;
- в Кольском – 122 и 159 человек;
- в Ковдорском – 133 и 34 человека.
В других городах и посёлках городского типа области проживают 507 человек – представителей коренных малочисленных народов Севера.
В последние годы процесс урбанизации Кольских саамов поделил их сообщество, образно выражаясь, на – городских и сельских, т. е. по приоритетам интересов. В 1998 году в селе Ловозеро – саамской столице создана общественная организация саамов Мурманской области, которая в своих рядах насчитывает 7 отделений и 453 члена организации. Более городской, стала Мурманская областная общественная организация «Ассоциация Кольских Саамов», включающая в себя 15 отделений 653 члена организации. На исходе ХХ века урбанизированное сообщество Кольских саамов в силу различных причин разобщено. Лидеры саамов находятся между собой в непримиримых отношениях. Общественные молодёжные и другие саамские организации по интересам оживают только тогда, когда по просьбе и за деньги зарубежного «дяди» нужно, что-то спеть, сплясать или же, что худого сказать о своей Родине. Нужно понимать, что это всего лишь на всего беда саамов.
А между тем, саамским языком, его исследованием и развитием никто из саамов сегодня по-настоящему не занимается. Вопросы семьи, материнства, детства, школьного образования, студенчества, возрождения подлинной народной культуры саамов остаются вне интересов и заботы национальной интеллигенции и общественных руководителей. В целом же, на наш взгляд, развитие саамского этноса приостановилось.
Всё это сказано не для хулы древнейшего народа земли – саами, а что бы в каждом из них зародить огонёк самоидентификации, самовыражения, поднимающий саамский этнос к вершинам его природного и божественного самосознания и предназначения, его сияния в соцветии культур и цивилизаций Мира. Саамский народ этого достоин.
Возникает непраздный вопрос. Что необходимо предпринять, чтобы поднять саамский народ «с колен». На наш взгляд, саамам самим нужно продумать концепцию своего развития, разработать и принять программу «Возрождение Кольских саамов в ХХI веке», чётко и последовательно выполнять её. Задача государства помочь саамам. По большому счёту, ещё ничего не потеряно.
август 1999 г.