Саамы Кольского Севера на пороге третьего тысячелетия
16-17 октября 1999 года в гостиничном комплексе «Арктика» по случаю десятилетия Ассоциации Кольских саамов проходила юбилейная конференция с названием философского звучания: «Саамы России на пороге третьего тысячелетия».
Действительно, задумаемся и зададимся житейскими вопросами: что же ожидает саамов России в третьем тысячелетии и, особенно на первой его ступени - XXI веке? Истинно, какие проблемы, задачи и вопросы предстоит решить этому малочисленному аборигенному народу Кольской земли. Рассмотрим их
по порядку.
Конечно же, при условии положительного решения проблем социально-экономического характера, которые сегодня затрагивают все слои населения Мурманской области, вне зависимости от национальности, у саамов остается одна единственная, по-настоящему жгучая проблема — это саамский язык и всё связанное с ним. По моему мнению, еще никогда во всей истории саамского этноса вопрос языка и письменности не стоял так остро, по сути дела, на грани его полного исчезновения. Не менее важное значение саамский язык и культура саамов имеют для русской и в целом для мировой культуры. Любопытен такой факт. В основе почти четырехсот часто употребляемых слов языков индоиранской и индоевропейской групп народов прослеживается корневая система слов саамского языка, диалектов, на которых говорят саамы Кольского Севера. Следовательно, саамский язык кроме практического использования важен еще и тем, что его необходимо изучать как один из праязыков народов мира.
К великому сожалению, на сегодняшний день исследованием языка Кольских саамов, его четырех диалектов (кильдинского, нотозерского, бабенского, йоканьгского) и шестнадцати говоров не занимается ни один из языковых институтов России, в т. ч. и системы Академии наук.
В настоящее время по предложению Комитета по проблемам коренных малочисленных народов Севера администрации области Правительством Мурманской области, специалистами Комитета по образованию, Мурманского государственного педагогического института, Мурманского педколледжа разрабатывается долгосрочная программа «Сохранение и развитие саамского языка, письменности и культуры», изучается вопрос открытия при Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования кафедры саамского языка.
Также на правительственном уровне области принято
решение – поддержать идею Союза саамов о создании Международного саамского университета и непосредственно участвовать в формировании и реализации совместной программы образования саамов Скандинавии и России.
Неожиданно парадоксальной проблемой для малых этносов, в том числе и для саамского, явилось образование, предопределяющее их исчезновение (ассимиляцию). Следовательно, увеличение образовательного уровня в целом малочисленного народа его политическими лидерами должно быть направлено, и причем очень продуманно, на улучшение качества жизни всего этноса. И в первую очередь, в нашем случае, — на эффективность оленеводства как стержневую экономическую отрасль, обеспечивающую сохранение самого образа жизни Кольских саамов.
Таким образом, получение образования саамами должно разрешить весь спектр основных социально-экономических задач, стоящих перед ними.
Следующей проблемой самих саамов является воссоздание и сохранение саамской семьи. Семьи, в которой бы оба родителя были саамами, семьи, в которой бы звучала саамская речь и царила национальная культура. Фактически же на сегодня молодые саамские семьи единичны. Примерно до 80% саамов России рождены в смешанных межнациональных браках. А отсюда — забыт и невостребован родной язык, безразличие к национальным промыслам и как результат — утрата образа жизни. К сожалению, многие из саамов о принадлежности к национальности вспоминают только тогда, когда говорят о каких-то льготах или же при раздаче зарубежной гуманитарной помощи.
Говоря о сохранении и воссоздании саамской семьи,
традиционного образа жизни, не лишним будет для сведения напомнить об учении Томаса Ханта Моргана — основоположника генетики.
Хромосомный набор, отвечающий за признаки генотипа в силу его диплоидной структуры (парной), жестко наследует свойства своих родителей, один вид — женского, материнского организма, другой — мужского, отцовского. Следовательно, наследственность генотипа при смешанных браках расщепляется и наполовину теряет, и настолько же приобретает свои родовые признаки. Отсюда происходит затухание (или появление нового) «голоса крови предков», а как следствие — отход от образа жизни прародителей. Следует вывод. Национальная семья является фундаментом, основой народа, а значит и государства. Нет государства — нет народа, а значит, и нет семьи. Полным гарантом сохранения саамского этноса Кольского Севера является только саамская семья.
В философии жителей Севера земля не принадлежит человеку — это человек принадлежит земле. А посему, первым и всегда заглавным стоит вопрос о земле, а точнее, о территориях традиционного природопользования.
В условиях Кольского полуострова государство для занятия оленеводством выделило хозяйствам СХПК «Тундра», СХПК «Оленевод», ОПХ «Восход» 7,5 млн.га пастбищ-ягельников, что составляет 50% от общей территории всей области.
В настоящее время Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, Управлением лесами, администрацией Мурманской области проводится работа по определению статуса земель традиционного природопользования. Вышеназванными службами, включая и Комитет по проблемам коренных малочисленных народов Севера, Управление охотничьего хозяйства, подготовлены, исходя из условий Мурманской области, и направлены в адрес Комитета Совета федерации по делам Севера и малочисленных народов предложения к принимаемому закону «О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Тысячелетия аборигенные народы Российского Севера
свято из поколения в поколение соблюдали Основной Закон жизни - «Богатство природы мы не получили от своих предков, а взяли в долг у своих потомков».
Речь в данном случае пойдет о прекращении заготовки оленьего
ягеля-лишайника. На Кольском полуострове лишайник (в
обиходе - олений ягель)
представлен двумя доминирующими
видами: кладонией альпийской и цетрарией исландской, основным кормом северного оленя.
По нашему мнению, заготовка лишайника-ягеля идет не
для декоративных целей, а как ценнейшее парфюмерное и
фармакологическое сырье для производства антибиотиков. Кроме того, в условиях
Севера лишайник-ягель оказывает ингибирующее действие на почвенную
микрофлору, на произрастание семян древесных и травянистых растений.
В Мурманской области лишайник-ягель в основном произрастает в
сосновых лесах на бедных и песчаных почвах. Сбор лишайника-ягеля, а,
следовательно, оголение поверхности земли ведет к стремительной эрозии
почвы. Подтверждением этому являются песчаные пустоши и барханы Терского
берега (Кузомень, Чаваньга и др.).
Комитет по проблемам коренных малочисленных
народов Севера категорически возражал и возражает против заготовки
лишайника-ягеля для любых целей вообще и, в частности, против заготовки,
проводимой с 1996 года в Кольском и Ковдорском районах совместным
российско-финляндским предприятием «Кола-МООС». Только в
1999 году вышеназванным предприятием заготовлено около 150 тонн сухого ягеля.
Поэтому еще в апреле текущего года наш комитет
письменно обратился к губернатору Мурманской области с просьбой вернуть на доработку «Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов Мурманской
области» и исключить из перечня второстепенных
ресурсов лишайник-ягель как стратегическое
сырье для сохранения и развития оленеводческой
отрасли на Кольском полуострове, как
экологическую и экономическую основу сохранения
самого образа жизни коренных малочисленных народов Севера Мурманской области.
За последние годы вследствие перехода формы
собственности в 1992 году в оленеводстве с государственной на частную,
снижения производственной и технологической дисциплины, отсутствия
научного обеспечения отрасли и главное осознания ответственности
каждым пастухом, зоотехником, руководителем среднего звена хозяйств
и просто жителями сёл за сохранность оленей и четкую эффективную
работу сельхозпредприятий. Поголовье стада оленей области сократилось по подсчетам комитета — на 20162 головы.
По настоянию Комитета по проблемам коренных
малочисленных народов Севера в I квартале
2000 года проблема оленеводства будет рассмотрена
на заседании правительства Мурманской области.
Говоря об охоте как об одном из видов традиционной
деятельности коренных жителей Севера необходимо сказать следующее.
На территории Мурманской области как такового товарного охотничьего
промысла не ведется. Однако ежегодно Управлением охотничьего хозяйства Мурманской
области пастухам-оленеводам, и, прежде всего Ловозерского, Кольского
и Ковдорского районов, бесплатно выделяется по 15 лицензий на
отстрел диких оленей и 5 лицензий на отстрел лосей, а
также по 1-2 лицензии на отстрел медведей.
Что касается рыболовства, то вылов пресноводной рыбы на озерах для своих нужд ведется всеми
оленеводческими хозяйствами. На морском
побережье, в горловине Белого моря, СХПК «Оленевод» ведет лов лососевых рыб на
шести тонях. Недавний конфликт,
связанный с запрещением
Мурманрыбводом льготного сетевого лова
на озерах для коми-ижемцев и ненцев, администрация
области разрешила в их пользу. Что
касается семужьих рек, сданных в аренду иностранцам для спортивного
рыболовства, то изначально в договорах 1990-1994 годов участвовали саамы Ловозерского района Л.А. Ватонена, Г.С. Абрамчук. Но они не справились со своей частью обязательств в договорах и были вынуждены выйти из них. В соглашении к контракту по реке Поной № 589/5814063/00158 от 10.12.90
г. от имени местного населения сел Краснощелье, Каневка, Сосновка и Ловозеро
документ подписан избранными народом,
в том числе и саамами, тогдашним
директором совхоза «Память Ленина»
(ныне СХПК «Оленевод») Н.В. Огарковым и
председателем Ловозерского районного Совета В.И. Красниковым.
Таким образом, при решении договорных вопросов,
связанных с оленеводством, природопользованием, использованием рек,
озер, прибрежной морской акватории, биоресурсов, местному населению,
общественным организациям народов Севера, их лидерам необходимо быть более
принципиальными и последовательными в своих требованиях.
В обращении Собрания представителей коренных
малочисленных народов Севера Мурманской области, принятого 19.03.97 в
селе Ловозеро, сказано: «Мы обращаемся ко всем северянам России. В конечном
счете, наше настоящее и будущее зависит не от всеобъемлющих
госпрограмм, а конкретно от каждого аборигена. Нам всем и каждому из нас необходимо во имя
настоящего и будущего наших коренных
малочисленных народов Севера преодолеть в себе личные слабости, подняться над
собой, установить здоровый образ жизни,
укрепить семью, воссоздать свой род, дать образование детям, научить их квалифицированному труду, бережливости, рачительному, как у наших предков, отношению к природе и к себе».
октябрь 1999 г.