Процесс урбанизации коренного населения Кольского полуострова – саами в ХХ веке
Российское государство в ХХ
веке пережило жесточайший процесс трансформации из Росси крестьянской в Россию
индустриальную. Большая часть населения страны из деревни через «стройки
народного хозяйства» переехала в город. Вследствие этого, в духовно –
этническом плане произошёл отрыв, размывание и смешение
национально-патриархальных устоев жизни, в религиозном – ослабление, а то и
потерю нравственности. Город почти «отменил» общинный принцип сосуществования
русского человека «жить на людях», т. е. по совести. Вчерашний сельский житель
в городе «потерял» социальное лицо, растратил ответственность за свою и за
другую жизнь перед обществом, да и перед государством. Жители Кольского
полуострова в этом сложном социально-политическом процессе не стали
исключением. Особенностью урбанизации Кольского Заполярья является то, что она,
по сути, полностью «привозная» из других краёв, областей и национальных республик
бывшего СССР. И как ни на каких других северных территориях страны «перепахала»
быт и устои аборигенов края – саамов, почти полностью отлучив их от исконного
образа жизни.
Ровно 101 год назад по
решению царского правительства в 1899 году на Кольском полуострове было начато
строительство первой военно-морской базы на Севере – Александровска, ныне –
Полярного. В связи с этим население в Мурманском крае стало резко, расти.
На начало ХХ века в
Мурманском крае проживало уже порядка 10300 человек, в том числе 1720 саамов.
Более активное и массовое заселение Кольского Севера в основном русскими
началось с 1914 года, в связи со строительством железной дороги и основанием 4
октября 1916 года города Романов-на-Мурмане, созданием военно-морской базы в
Йоканьге.
Рост
населения в Мурманской области продолжался, все годы советской власти и
увеличивался каждые десять лет в геометрической прогрессии. Максимального
уровня гражданское население достигло в 1989 году и составило 1164600 человек.
Такой невиданный миграционный
прирост населения был обусловлен развитием, практически с нуля, рыболовного
флота и фабричной рыбопереработки, горнопромышленного комплекса,
гидроэнергетики, железнодорожной транспортной сети, автодорог, объектов
сельского хозяйства, градостроительства, созданием Северного военно-морского
флота и его береговой базы, дислокацией воинских частей различного назначения.
В Мурманском крае в ХХ веке
выросло, включая и старинный город-крепость Колу, 11 городов, 20 посёлков
городского типа, более 100 других населённых пунктов.
Прежде чем рассмотреть более
подробно процесс урбанизации Кольских саамов в ХХ веке, коротко обратимся к
истории саамских «потерь» Отечества в первой и последней четверти ХIХ века.
В 1825 году русская земля,
расположенная между Печенгой и южным берегом Варангер фиорда, объявленная
тогдашним министром иностранных дел России графом Нессельроде как «ненужная»,
отошла незаконно к Норвегии. Фасад империи стал короче на 60 км.
Вместе с переданной землёй в
Норвегию отошли и саамы Нявдемского погоста. В то время саамы России поняли,
что их жизни, семьи, оленьи стада, имущество принадлежат им условно, так как
никто их не спросил, хотели ли они переселяться в другую страну.
В 1887 году с
Большеземельской тундры, из бассейна реки Печоры и её притока Ижмы, на Кольскую
землю переселились семьи коми-ижемцев со стадами оленей. Миграция ижемских
оленеводов коми и ненцев продолжалась около полувека. Уже в первые 10 лет они
расселились почти по всем саамским погостам Мурманского края. Опять же у саамов
особо никто не спрашивал разрешения на такую акцию.
На смену ХIХ веку
пришёл ХХ век. У всех народов многонациональной России, в том числе и у
коренных жителей Кольского полуострова – саамов, начался период жестокого
столетнего выживания. Чтобы понять всю глубину этнических, психологических,
морально-этических потрясений и деформаций в жизни саамского человека,
объяснить и показать болезненный процесс урбанизации народа, необходимо
рассмотреть хронологию исторических событий страны в целом и Кольской земли в
частности на протяжении уходящего столетия. Итак, хронология событий ХХ века,
повлиявшего на ход истории Мурманского края и судьбу его коренного народа –
саами:
- 1904-1905 гг. - Русско-Японская война. Предательская сдача японцам Порт-Артура
генералом Стесселем, гибель боевых кораблей русских эскадр на рейде Порт-Артура
и в Цусимском проливе болью отозвались в сердце каждого гражданина России.
Государственных мужей это событие заставило посмотреть вновь на Север,
задуматься о строительстве на Мурман железной дроги и о проходе судов Северным
морским путём.
- 1905-1907 гг. - Первая русская буржуазно-демократическая революция, разделение общества
на антогонические классы и сословия. Известия о ней докатились и до далёких
саамских погостов.
- 1914-1918 гг. - Первая мировая война. Военное ведомство мобилизовало для перевозки
военных грузов от Мурманска до Кандалакши около тысячи человек взрослого
населения тундры – саамов, коми-ижемцев, ненцев, поморов и более шести тысяч
ездовых оленей. Около тысячи оленей пало от непомерного труда. Аборигены края
поняли, что движется неведомое доселе, новое суровое неведомое время.
- 1917 г. - Февральская и Октябрьская революции. Развернувшие общество и
государство к социализации и к новым испытаниям. Началось становление советской
власти на Мурмане.
- 1918-1920 гг. - иностранная военная интервенция принесла разруху, разбой, голод. За
годы интервенции от рук англо-франко-американских солдат погибло на русском
Севере 111720 человек наших соотечественников. В их числе были и саамы. Вывезено
за рубеж материальных и духовных ценностей разбойным путём 920 млн. золотых
рублей.
- 1920 г. - восстановление Советской власти на Мурмане. С ничего начато воссоздание
промышленности, энергетики, транспорта.
- 1928-1932 гг. – коллективизация шла под лозунгом «Кто за колхоз – за Советскую власть,
а кто вне колхоза – её враг». Национально-имущественные противоречия были столь
велики по накалу, что дважды ЦК ВКП(б) в июне и в сентябре 1932 года
рассматривал этот вопрос и принимал постановления «О неправильном решении
Мурманского окружкома по обобществлению оленей» и «Об отсутствии руководства,
контроля и о грубейших извращениях политики партии на Крайнем Севере». В
декабре того же года Ленинградский обком ВКП(б) (в то время Мурманский округ
входил административно в Ленинградскую область), был вынужден рассмотреть
вопрос и принять решение «О коллективизации и развитии оленеводческого
хозяйства Мурманского округа». Эхо насильственной коллективизации слышно даже и
в наши дни.
- 1937-1938 гг. – политические репрессии. Мурманский учёный-историк, краевед
С.Н.Дащинский в своих трудах по этому поводу писал: «… в кабинетах Кольского
районного и Мурманского окружного отдела НКВД родилась идея раскрыть
разветвлённую организацию. Заранее придумали для неё заковыристое название
«Саамская националистическая повстанческая диверсионно-вредительская
организация». Определили цели подпольной пятой колонны – создание независимого
саамского государства (это из 1600 человек!). Вспомнили. Что ещё в 1920 году
ходоки из саамского села Ловозеро обратились Мурманскому Совету с просьбой
образовать Советскую саамскую республику, и Совет поддержал их, приняв
резолюцию: «Дружно крикнем во имя мировой революции – да здравствует Советская
Лопарская Республика!». На слово «советская» внимания не обратили, кто теперь
дословно произведёт ту резолюцию, а вот на всё остальное…».
За годы репрессий были
арестованы: 73 саама (37 расстреляны); 33 коми (18 расстреляны). Ненцев было
арестовано 5 человек, и к счастью, никто из них расстрелян не был (основная их
часть не умела писать). Зародили репрессии в коренном народе страх и раболепие
перед властью, а порой – и просто перед человеком из центра или в фуражке.
В связи с колхозным
строительством и изменениями в административно-территориальном устройстве Мурманского
округа, начиная с 1931 и по 1938 годы, саамы Йоканьгского зимнего, Каменского,
Семиостровского, Мотовского, Кильдинского, Екостровского, Лумбовского зимнего и
Бабенского погостов, с обжитых веками мест, были вынуждены переселиться на
новые места жительства. До сих пор даже у потомков во втором и в третьем
поколениях первых переселенцев раны памяти не заживают.
- 1939-1940 гг. - Советско-финляндская
104-дневная война. После подписания Советско-финляндского мирного договора 12
марта 1940 года территория, простёртая к востоку от Печенги, отошла вновь к
России (СССР). В этот период состоялось принудительное переселение нескольких
сотен саамских семей из района самой Печенги и северо-западной приморской части
Мурманской области. Из селений Москва и Пышка за пределы области на своих
оленях было отправлено в ссылку 23 семьи финских саамов (71 человек: 23
мужчины, 23 женщины и 25 детей). Об их судьбе и поныне ничего не известно.
- 1940 г. – с 25 по 30 июня по решению Правительства СССР из г.Мурманска и области
принудительно было переселено в Карело-Финскую ССР и Алтайский край 3215 семей
– 8617 человек – инонациональностей (финнов, норвежцев, шведов, латышей,
литовцев, немцев, поляков, греков, китайцев, корейцев). Акция была возложена на
НКВД СССР. Ответственный-Берия Л.П.
- 1941-1945 гг. - Великая отечественная война. Мурманский обком ВКП(б) в ноябре 1941
года принял решение о формировании на Кольском полуострове оленетранспортных
подразделений. В боевые части 14-й и 19-й армий, 12-ю и 63-ю морские бригады, 126-й
стрелковый корпус, 100-й погранотряд, партизанам и защитникам полуострова
Рыбачий за годы войны было направлено около 800 погонщиков-оленеводов и более
17 тыс. ездовых оленей с нартами.
По этому
поводу профессор истории Мурманского пединститута, краевед А.А.Киселёв пишет:
"Саамы-оленеводы в силу своего опыта, знаний местных условий составили ядро
оленетранспортных подразделений. За годы войны в Заполярье они вывезли с линии
фронта 10142 раненых и больных, доставили для выполнения боевых заданий 7985 военнослужащих,
перевезли 17082 тонны боеприпасов и военных грузов.
За годы боевых действий на
Кольском Севере оленье стадо в области сократилось с 70,3 тыс. голов до 42,9
тыс. голов, т.е. на 40 %. Жителям тундры предстояла большая работа по
восстановлению хозяйств и оленьего поголовья. Несмотря на большие безвозвратные
и горькие потери, лишения, тяжёлый труд, общая беда сплотила и породнила людей
тундры – саамов, коми, ненцев и русских.
В центре села Ловозеро 174
солдатам, не вернувшимся с войны, установлен памятный знак с надписью: "В честь
Ловозерцев, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.” Вечная
им слава!
В годы войны и временной
оккупации фашисткой Германией западной части Мурманской области были уничтожены
саамские погосты Пазрецкий, Сонгельский, населённые пункты – становища:
Рестикент, Титовка, Западная Лица, Озерко, а проживающие там ранее саамы ушли в
другие районы Кольского полуострова.
За предвоенные и военные годы Советской власти пришлось
перебраться со всем домашним скарбом или тем, что могли и успевали взять с
собой и оленьими стадами саамам 14 погостов и более десятка других обжитых
мест.
- 1950-1970 гг. - В связи с укрупнением
колхозов и преобразованием их в совхозы, строительством новых и расширением уже
существующих военно-морских баз и воинских частей, созданием Серебрянской и
Териберской ГЭС пришлось перебраться на новые места саамам Вороненского, Чудзьяврского,
Масельгского, Варзинского, Йоканьгского и Лумбовского летних погостов. Саамы
артелей "Юркино” и "Восмус” из одноимённых погостов, в связи со строительством
Мурмашинской ГЭС и затоплением поймы реки Туломы переехали в село Тулома. В
60-е годы разъехались по области саамы древнейшего Пулозерского погоста.
Великое переселение Кольских
саамов в ХХ веке завершилось тем, что только аборигенам сёл Ловозеро и Сосновка
не пришлось покидать своего обжитого веками родного очага. В целом же около 85 % саамов Кольского полуострова, из
более чем 40 погостов, становищ, деревень, сёл были вынуждены пережить переезд
(а некоторые и не однажды) и отрыв от родовых корней своих предков, промысловых
угодий и культово-обрядовых мест. У саамов впервые в многотысячелетней истории
их народа оборвалась пуповина памяти, кровно связывающая каждого из них с
глубоким прошлым национальной духовности и нравственности. Переселившиеся саамы
уже навсегда стали сиротами своей земли.
- 1992 г. - оленеводческие совхозы
"Тундра” и "Память Ленина” Ловозерского района преобразованы волею их трудовых
коллективов в кооперативные (частные) предприятия. Ныне это СХПК "Тундра” и
СХПК "Оленевод”.
Перерождение саамского
человека, ставшего при социализме «общественником», в «частника» происходит ещё
болезненней, чем в годы коллективизации, когда он был вынужден стать из
«частника» - «общественником».
В силу установившихся в
период «реформ» более жёстких экономических отношений в оленеводстве саамы,
ненцы, коми-ижемцы большей частью отчуждаются от исконного своего ремесла, по
сути – самого образа жизни. Фактом этого является продажа, а порой и просто
пропивание фамильных ушных клейм оленей, которые столетиями были главным
достоянием семей и родов аборигенов Севера. Сегодня от общей их численности
занято в оленеводстве не более 10 %. Разрыв устойчивых связей, прямой и
обратной, в этом виде деятельности аборигена ведет к утрате самой отрасли, а
главное – потере философии оленного человека – жителя тундры.
Рецидивы такого процесса,
наблюдаемые особенно в последние 10 лет: пьянство, безбрачие, потеря интереса к
жизни, а порой и суициды.
Отход от родовых форм жизни
в период коллективизации, стремление получить достойное образование и место в
жизни, переселение их тундровых погостов в более комфортные условия
цивилизации, утрата традиционного образа существования привели уже в начале
40-х годов к смешанным бракам, нарушению приоритета саамских национальных
устоев и традиций.
К последнему году уходящего
века примерно 80 % саамов в возрасте до 50 лет рождены в смешанных
межнациональных браках. За последние годы
и то только в селе Ловозеро образовалось всего несколько саамских семей,
в них родилось не более 10 детей. Многие дети аборигенов в наши дни рождены
вообще вне брака и семьи.
Утратив родной погост и
чистоту крови, саам стал просто жителем Мурманской области и гражданином мира.
Тому подтверждением является выезд 9 семей (29 человек), считающих себя
саамскими (один из супругов по национальности саам), за пределы области из
закрытого территориального образования г.Островной по Федеральной программе
переселения из районов Севера. Этот факт говорит о том, что чувство родной земли
выезжающие саамы утратили почти полностью.
По состоянию на 01.01.2000
года в Мурманской области проживают 2016 человек представителей коренных
малочисленных народов Севера, в их числе – 1889 человек – саами, 123 человека –
ненцы, 3 человека – эвенки и 1 манси.
В сельской местности
проживают – 1226 человек и городской – 790 человек, в том числе по районам
проживания:
-
в Ловозерском – 971и 90 человек;
-
в Кольском – 122 и 159 человек;
-
в Ковдорском – 133 и 34 человека.
В других городах и посёлках
городского типа области проживают 507 человек – представителей коренных
малочисленных народов Севера.
В последние годы процесс
урбанизации Кольских саамов поделил их сообщество, образно выражаясь, на –
городских и сельских, т. е. по приоритетам интересов. В 1998 году в селе
Ловозеро – саамской столице создана общественная организация саамов Мурманской
области, которая в своих рядах насчитывает 7 отделений и 453 члена организации. Более городской,
стала Мурманская областная общественная организация «Ассоциация Кольских
Саамов», включающая в себя 15 отделений 653 члена организации. На исходе ХХ
века урбанизированное сообщество Кольских саамов в силу различных причин
разобщено. Лидеры саамов находятся между собой в непримиримых отношениях.
Общественные молодёжные и другие саамские организации по интересам оживают
только тогда, когда по просьбе и за деньги зарубежного «дяди» нужно, что-то
спеть, сплясать или же, что худого сказать о своей Родине. Нужно понимать, что
это всего лишь на всего беда саамов.
А между тем, саамским
языком, его исследованием и развитием никто из саамов сегодня по-настоящему не
занимается. Вопросы семьи, материнства, детства, школьного образования,
студенчества, возрождения подлинной народной культуры саамов остаются вне
интересов и заботы национальной интеллигенции и общественных руководителей. В
целом же, на наш взгляд, развитие саамского этноса приостановилось.
Всё это сказано не для хулы
древнейшего народа земли – саами, а что бы в каждом из них зародить огонёк
самоидентификации, самовыражения, поднимающий саамский этнос к вершинам его
природного и божественного самосознания и предназначения, его сияния в соцветии
культур и цивилизаций Мира. Саамский народ этого достоин. Возникает непраздный вопрос.
Что необходимо предпринять, чтобы поднять саамский народ «с колен». На наш
взгляд, саамам самим нужно продумать концепцию своего развития, разработать и
принять программу «Возрождение Кольских саамов в ХХI веке», чётко и
последовательно выполнять её. Задача государства помочь саамам. По большому
счёту, ещё ничего не потеряно.
август 1999 г.
В оглавление
|